О художнике
Виктор Федорович Поликарпов родился 15 ноября 1938 года в городе Павлодаре (Казахстан), где живёт и работает в настоящее время. Детство и юность его прошли в старой части города – Затоне, в сердце старого Павлодара с его узкими улочками, песчаным берегом Иртыша, свежим речным ветром; здесь в разное время жили Павел Васильев, Анастасия Цветаева, Виктор Батурин, Дмитрий Багаев. В Павлодаре Виктор Поликарпов получил образование в музыкальном училище им. П.И.Чайковского по классу альта и преподавал в музыкальной школе, но его неудержимо влекло к изобразительному искусству, и он поступает в Алма-Атинское художественное училище им. Н. Гоголя (1967 - 1971 г.г.)
График. Член Союза художников Республики Казахстан с 1990 года. Принимал участие в качестве художника в экспедициях археологов Академии Наук Казахстана на раскопках древнего городища Отрар (1970-1971 г.г.) Участник Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования при Союзе художников СССР (Сенеж) 1975-1980 г.г. Руководители Е.А. Розенблюм и М.А. Коник - (проекты: Минск, Баку, Магнитогорск, культурный центр для Москвы, Барнаул).
В 1970–1990-е годы В.Поликарпов работал в художественном проектировании и декоративно-прикладном искусстве, занимался резьбой по дереву, чеканкой, макраме. Большинство работ и сейчас украшают интерьеры общественных зданий Павлодара. Но основное направление – станковая графика. Его графические работы отличаются философской глубиной и мастерством, изяществом и сложностью композиционных решений.
…Суда в Затоне, натруженные руки и обветренные лица речников, причудливые скалы и сосны Баян-Аула, половодье на Иртыше, сон речных заводей и бесконечные степные просторы – все это согрето особым видением художника, его мудрым и вдумчивым отношением к жизни…
В 80-е годы Виктор Поликарпов открыл для себя мир удивительной поэзии Павла Васильева, давшей ему огромный импульс для творчества. Рисунки и графика из цикла «К поэзии Павла Васильева» имеют особую духовную тональность. Это не просто иллюстрации, но проникновение в мир поэта, где слияние необозримого Космоса, необъятной степи гармонирует с буйством чувств и ярких страстей. Поэта и художника роднят традиции народа, воспетого ими в творческих произведениях. Художник погружается в размышления о времени, истории, великих событиях прошлого. Любую из работ художника можно рассматривать практически бесконечно, он ювелирно прописывает самые мелкие детали – от узорчатого стремени до жилок на листе растения. Появляются серии графических работ «К наследию Абу Наср Мухаммада аль-Фараби», «Путешествие во времени», «К поэзии Жака Превера» и другие.
Как сказал известный павлодарский журналист Юрий Поминов: «Сам Поликарпов – крепкий орешек…С одной стороны, он художник вполне наш, павлодарский – с его половодьем на Иртыше, рыбацкой лодкой, затонским рабочим с пудовыми кулаками!.. А с другой – совершенно непредсказуемый, парадоксальный: в его удивительной «павловасильевской» серии графических листов, некоторых других работах, жизнь замешана так круто, закручена в такую тугую спираль, что трудно отделить, что тут реальность, что фантазия; где сон, а где явь…»
Высокую оценку творчества художника Виктора Поликарпова дал Народный художник Казахстана Николай Гаев, сказав, что «карандаш у него как бы главная скрипка, и именно им он достигает больших высот».
Талант художника многогранен. Летом 2002 года, работая на пленэре в удивительных по красоте горах Баян–Аула, Виктор Поликарпов создает живописные полотна, которые дают возможность зрителю увидеть мастера в новом аспекте – тонкого, лиричного живописца. На его полотнах – многоцветье лета, яркость зимнего дня, полутени укромных уголков природы, когда-то потрясшие внимательный взгляд художника. Он заставляет вглядеться в каждую былинку, цветок, в каждый блик на снегу или на воде.
В 1998 и 2008 годах вышли в свет альбомы графических листов художника. Печатался в казахстанских журналах «Нива», «Простор», российском журнале «Юность», посвященном Казахстану в № 11–12 за 2000 год. Автор оформления обложки книги – Газиза Жубанова. «Мир мой - Музыка» (2008г), обложки партитуры балета Г.Жубановой «Карагоз» (2009г.). Является автором эмблем «Дней Павлодарской области в Алматы» (1997г.), «70-летия Павлодарской области» (2008г.). Известность казахстанского мастера давно уже шагнула за пределы не только республики, но и всего постсоветского пространства. Работы художника находятся в музеях Казахстана, в Советском Фонде Культуры (1990г.), в личной коллекции М. Плисецкой, в частных коллекциях Австралии, Австрии, Германии, Канады, России, США, Франции, Японии.